"Необходимо пожертвовать бесконечно многим, чтобы придать настоящую
ценность картине, и мне кажется, что я так и делаю, однако я не выношу,
когда художник показывает это.
Существуют, однако, исключительно прекрасные вещи, которые построены на
преувеличенных эффектах. Таковы произведения Рембрандта, а у нас
Декана. Это преувеличение у них естественно и нисколько не коробит в их
вещах.
Я размышляю обо всем этом, глядя на мой портрет Брюйа.
Рембрандт написал бы только голову, руки были бы едва намечены, так же
как и одежда.
Хотя я предпочитаю метод, который позволяет видеть все предметы
соответственно их значению, хотя я преклоняюсь перед Рембрандтом, я все
же чувствую, что оказался бы неуклюжим,
если бы стал подражать этим эффектам."
"В сущности, только Рембрандт положил начало тому соответствию
аксессуаров и главной темы, которое я считаю одним из важнейших, если
не самым главным, достоинством композиции.
Можно было бы провести сравнение одних великих мастеров с другими
именно с этой точки зрения.".
"Пейзажи Тициана, Рембрандта и Пуссена, в общем, находятся в
гармонии с их фигурами.
У Рембрандта - и в этом именно и заключается его совершенство - фон и
фигуры даже образуют единое целое: тут все одинаково вызывает интерес;
вы ничего не выделяете, как при созерцании прекрасного вида природы,
где все в равной мере вызывает восхищение...
Копируя Тицианов и Рембрандтов, мы думаем, что передаем свет и тени в
том соотношении, в каком они были выдержаны самим мастером; на самом же
деле мы с благоговением воспроизводим работу, или, лучше сказать,
разрушения, причиненные временем.
Эти великие люди были бы сильно огорчены и изумлены, видя подобные
закопченные корки вместо того, что было ими написано..."
"Обычно во французской живописи не находят прелестных
небрежностей, достоинство которых в привлечении интереса к разным
частям картины. Фламандцы в этом восхитительны, не говоря уже о
Рембрандте, у которого эта особенность почти также просчитана, как и
вдохновлена каким-то врожденным инстинктом.
В трудах голландцев и фламандцев, в их полотнах и гравюрах, замечают
эту легкость исполнения, своеобразное, им одним присущее, искусство
скрывать те уступки и жертвы,
что необходимы для эффекта очарования."