Диего любил сравнивать женщин с белоснежными каллами - стройными,
ароматными, дышащими свежестью солнечного утра. Обожание этого цветка
он выплескивал на свои полотна. Громадными букетами белых калл он
подчеркивал смуглость темпераментных мексиканок и изысканную красоту
томных светских красавиц. На его полотнах другие цветы появлялись
редко, но каллы всегда в изобилии, женщины буквально утопают в их
громадных белых бутонах.
Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года на северо-западе Мексики в
небольшом городке Гуанахуато. C десяти лет начал учиться живописи,
удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным
талантом. В начале ХХ века, получив от Академии художеств в Мехико
стипендию, Диего уехал продолжать образование в Европу.
Портрет Наташи Гельман
Европу начала прошлого века было трудно удивить талантами, но Ривера
ворвался в искусство стремительно и бурно, окунувшись в живопись как в
очередной любовный роман. Но этот роман был для него исключительным,
так как длился всю жизнь. В Европе он постигал не только премудрости
живописи, но и искусство обворожения женщин. Друзья, а среди них были
художники Пикассо, Рейес, Модильяни, писатель Эренбург, террорист
Савинков, дали темпераментному мексиканцу прозвище «людоед», намекая на
его умение буквально поглощать женщин, причем не легкомысленных
простушек, а светских див, состоявшихся в жизни и создавших себе имя
собственными талантами. Это и самобытная художница Мария
Воробьева-Стебельская, и звезда экрана Мария Феликс, и много других.
При этом он умудрялся параллельно жениться на не менее известных
женщинах, а на прославленной мексиканской художнице Фриде Кало даже
дважды.
День Цветка
Кстати, при такой любви к женщинам в его творчестве очень мало
«откровенных» картин, сегодня такие называют странным словом «ню». Одна
подобная работа под названием «In Vinum veritas» стала достоянием
публики только в 2003 году, когда скончалась светская красавица Люси
Кокрэн, изображенная на картине в далекой молодости. До этого, выполняя
данное Люси обещание, коллекционер, приобретший полотно за 1,5 миллиона
долларов, никому его не показывал. Мои попытки найти репродукцию этой
картины в Интернете успехом не увенчались, хотя известно, что теперь
она экспонируется в музее в Майами-Бич.
Но главным в жизни художника все-таки были не женщины, а творчество. Он
успел поработать в различных стилях, в молодости даже «баловался»
кубизмом. В начале 20-х годов прошлого столетия включился в
государственную программу по украшению фресками общественных зданий в
Мексике, создав собственный стиль монументальной живописи. В этот
период он вступил в компартию, считая, что своим искусством напрямую
обращается к народу. По большому счету так и было, в своих фресках он
изображал народный быт, тяжелый труд простых людей, борьбу мексиканцев
за независимость.
Каллы Лили Вендор
Как художника-коммуниста его в 1927 году пригласили приехать в
Советский Союз. Но и здесь Ривера оказался в центре крупного скандала,
поддержав Союз бывших иконописцев и даже подписав манифест одной из
групп художников-троцкистов. Естественно, что власть попыталась
побыстрее отправить «неудобного» художника из страны. В конце 1955 года
художник снова приехал в СССР, в этот раз его визит прошел без
эксцессов.
К началу 30-х годов художник уже имел международное признание, и вскоре
его пригласили в США расписывать общественные здания. В 1931 году в
нью-йоркском Музее современного искусства состоялась его крупная
персональная выставка. Особой популярностью у американцев пользовались
пейзажи, портреты и картины, посвященные быту индейцев. С этого времени
выставки Риверы стали проходить часто, неизменно вызывая большой
интерес публики. Так уж сложилось, что значительное количество работ
художника-коммуниста оказалось в музеях и частных коллекциях в США.
Богатых любителей живописи мало интересовали идеологические
предпочтения Риверы, они видели в нем только талантливого живописца.
Продавщица цветов
Работоспособность художника была поразительной. Он на все находил время
- и на творчество, и на общественную работу, и на педагогическую
деятельность. Ривера серьезно занимался подготовкой национальных
художников, будучи деканом Мексиканской школы живописи. Говорят, что в
отношении студенток он вел себя вполне благопристойно.
Художник
Диего Ривера скончался 25 ноября 1957 года в Мехико. Творческое
наследие выдающегося мастера громадно, это живописные полотна, рисунки
и масштабные фрески, украшающие здания в нескольких странах. Интерес к
его творчеству не угасает, в музеях перед его картинами всегда
многолюдно. Среди других работ живописца неизменный интерес зрителей
вызывают полотна с неестественно большими белоснежными каллами, которые
всегда так обожал художник.