PAINTER
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Четверг
16.05.2024
12:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » величайшие шедевры

Пьер Огюст Ренуар "Портрет Жанны Самари"

В 1877-1878 годах Ренуар создает три портрета актрисы театра Комеди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается друг от друга. Очаровательная актриса не только понравилась художнику. Он почувствовал в ее внешности, в ее характере что-то привлекательное, то, что можно представить только кистью. И именно такой кистью и такими красками, которыми писал Ренуар.

Жанна Самари жила недалеко от мастерской Ренуара и приходила к нему позировать для своих портретов, правда, быть может, небольшой портрет, хранящийся в театре, мог быть написан у нее дома. На сеансы она приходила довольно свободно и иногда пропускала их, что огорчало и сердило художника. Портрет актрисы в рост Ренуар писал параллельно с портретом мадам Шарпантье с детьми, и обе эти работы Ренуар выставил в Салоне.

Возможно, что у мадам Шарпантье Ренуар и познакомился с актрисой. Об этом упоминает и Жан Ренуар в своей книге. Вот что он пишет: "Поговорим о Жанне Самари. Передо мной репродукция, с ее большого портрета. Как обидно, что я не знал ее! В ней воплощен весь театр: тут все оттенки благородного авторитета и робости перед публикой... Вечером в чудесном белом платье и театральном гриме она становилась королевой... Ренуар встретил Самари у Шарпантье...Самари жили на улице Фрошо... Направляясь к Самари, Ренуар поднимался по улице Анри-Монье, пересекал улицу Виктор-Массе и, обменявшись приветствием с консьержкой, бегом поднимался по лестнице и звонил. Актер Дориваль рассказывал со слов Муни-Сюлли, который слышал это от самой Самари, что Ренуар так торопился приступить к работе, что не успевал даже поздороваться. Комната была хорошо освещена только с часу до трех, так как квартира выходила окнами на запад и восток. Однако обращенные на восток комнаты были очень маленькими. И, напротив, в гостиной нельзя было писать после трех, потому что ее освещали лучи заходящего солнца. Почему он упорствовал и работал в таких скверных условиях? Вероятнее всего, он переживал фазу внутренней борьбы между природой и мастерской, ему хотелось передать модель во всем беспорядке интимной обстановки, как порой ему необходимо было наблюдать ее при свете рампы. Поэтому он посещал Комеди Франсез. "По-видимому, мне здорово хотелось ее видеть! Вот уж место, где на всем печать скуки... По счастью, она часто играла в пьесах Мюссе!" Ренуар сделал несколько эскизов с Самари в доме ее родителей. Маленький портрет из коллекции театра Комеди Франсез написан, вероятно, там. Для большого портрета, находящегося в России, он заставил ее приходить в мастерскую на улице Сен-Жорж. "У них меня слишком баловали. Ее мать обожала пирожные, и после сеанса меня пичкала ими под разговоры Жанны, которая была очаровательной собеседницей. Это так приятно - естественный, без претензий, женский голос".

Из этих строк сына художника, а также судя по самым знаменитым портретам актрисы, чувствуется большая взаимная симпатия, которая объединяла эти два таланта и два характера. Ренуар работал над портретами актрисы с огромной самоотдачей, выражая душевное волнение, восхищение, вызванные обликом и талантом этой очаровательной женщины. Жанна Самари как-то заметила: "Ренуар не создан для брака. Он сочетается со всеми женщинами, которых пишет, через прикосновение своей кисти".

Три портрета Жанны Самари выстраиваются как бы в музыкальный ряд,когда от тихого звучания мелодия постепенно переходит к сильным и торжественным аккордам. Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского собрания, и великолепной в парадном костюме - на портрете в рост из собрания Эрмитажа.

На первом портрете Жанна Самари написана в простой темной кофте с маленьким воротничком и большим красным бантом на груди. Кажется, будто Ренуар стремился написать ее черты менее привлекательными, чем они были на самом деле, но сквозь эту будничность он хотел дать почувствовать зрителям непосредственность и живой темперамент артистки. Поскольку в этом же 1877 году Ренуар взялся писать следующий портрет Жанны, можно предположить, что первый портрет его не удовлетворил.

Портрет Жанны Самари из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве можно считать одним из лучших портретов Ренуара. Его также называют одним из наиболее импрессионистических портретов во всем его творчестве. Так именно написано в прекрасно изданной Альбертом Скира в 1954 году книге "Ренуар". Этот небольшой портрет стал и одной из самых известных и привлекательных картин музея, хотя некоторые искусствоведы иногда считают ее даже не самостоятельной работой, а подготовительным этюдом к большому, парадному портрету Жанны Самари.

Чем же особенно привлекателен небольшой портрет Жанны Самари? Почему не хочется придавать значение сомнениям: этюд ли это или завершенная живописцем портретная композиция? Наверное, потому, что портрет как-то сразу завоевывает расположение зрителей и становится необычайно мил и дорог. А возможно еще и потому, что и сама актриса Комеди Франсез Жанна Самари и очарованный ею художник одинаково увлеченно и радостно воспринимали окружающий мир. И это взаимопонимание художник смог передать в небольшой картине.

Ренуар в этом портрете пошел на поразительные контрасты и такую свободу нанесения красок на холст, которые, бесспорно, шокировали или повергали в яростное негодование публику, критиков и художников, воспитанных на академической манере письма. Трудно представить, чтобы в то время кто-нибудь осмелился писать портрет, используя в качестве основных цветом, составляющих колорит картины, активные розовые и зеленые краски. Ренуар беззаботно сопоставляет их, нанося на холст мелкими, разделенными мазками. Если внимательно всмотреться в цвет открытого платья, то можно увидеть разнообразие мельчайших оттенков зеленой краски, нанесенных самым свободным образом. То же можно сказать и о розовом фоне картины, который в правой части холста обогащен энергично положенными мазками синей краски, причем она лежит поверх розового цвета, почти небрежными загогулинами. Но все это, взятое вместе и увиденное на некотором расстоянии от холста, производит свежее и гармонично согласованное в цвете впечатление. На портрете из московского музея Жанна Самари изображена в открытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла перед зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетаются в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно, а зрителей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.

В 1878 году Ренуар пишет третий портрет Жанны Самари, где она представлена в полный рост в прекрасном вечернем платье с огромным шлейфом, глубоким декольте и обнаженными руками, обтянутыми почти до локтя белыми перчатками. Фигура артистки, стянутая в талии тонким золотым пояском, написана на фоне богатого театрального интерьера, украшенного коврами и пальмой на массивной декорированной металлической подставке.

Манера письма Ренуара изменилась, стала более гладкой, краски плавно переходят от одного тона к другому. Ее лицо нарисовано в анфас, фигура артистки чуть наклонена так, что зритель ощущает ее приближение. Ренуар написал Жанну Самари поразительной красавицей. Ее рыжеватые волосы обрамляют лицо с темно очерченными дугами бровей, изумительной синевы глазами, прекрасными линиями носа и губ. Причем Ренуару удалось передать в выражении ее лица ту привлекательную шаловливость, озорство и непосредственность выражения мыслей и чувств, которые были свойственны ее душевному облику и ее сценическому дарованию. Художник открыл многогранность внутреннего и внешнего облика Самари и этой работой завершил серию ее портретов.

По материалам из книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". - М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.

Категория: величайшие шедевры | Добавил: painter (07.07.2009)
Просмотров: 1255 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
статьи о художниках [9]
величайшие шедевры [66]
Поиск
Наш опрос
your favourite painter
Всего ответов: 103
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz